Америка увеличила привлекательность российских транспортных коммуникаций

19 декабря Газета «The New York Times»  опубликовала статью China’s ‘Belt and Road’ Plan in Pakistan Takes a Military Turn, в которой утверждается со ссылкой на источники в Пентагоне, что строительство  Китайско-Пакистанского экономического коридора в рамках проекта «Один пояс,  Один путь», в который предполагалось вложить  $62 млрд., носит явно выраженный военный характер.

Месяцем ранее крупнейший  некоммерческий новостной ресурс США с аудиторией около 32 миллионов человек National Public Radio (NPR) опубликовал статью, дающую представление о том, как  американская разведка получает информацию о распространении китайских инвестиций. Публикация на сайте NPR посвящена анализу инвестиций Китая в разных странах мира, проделанному лабораторией финансовой разведки  AidData’s China Research со штаб-квартирой в Вашингтоне. Эта лаборатория  проанализировала  ночные спутниковые снимки оперативной системы Linescan группировки метеорологических спутников США.

Американские аналитики установили наличие связи между  интенсивностью ночного освещения на территории ряда стран и распространением китайских инвестиций. Отслеживали ночные огни в населённых пунктах в районах китайских инвестиций с 2000 года до 2013 года и  установили, что на более поздних картах образовались сплошные цепочки ночных огней, обозначавшие  строительство Китаем транспортной инфраструктуры в интересующих их районах мира. По пути строительства и в близлежащих районах начинался рост доходов домохозяйств, а «ночной свет является хорошим показателем дохода домохозяйства: чем больше свет, тем больше денег у семей в этом районе», – отметил директор AidData  Брэдли Паркс, эксперт Института Брукингса, много лет  занимавшийся такого рода  исследованиями в интересах Госдепа США.

Команда Паркса выявила более 4400 китайских проектов развития, реализованных в 138 странах в период с 2000 по 2014 год. На опубликованной сайтом NPR карте бросаются в глаза цепочки огней, которые тянутся из Китая, одна – через Пакистан к Аравийскому морю, другая – через страны Центральной Азии в Иран до каспийского побережья.

Выход к морским терминалам на побережье Аравийского моря нужен Китаю как удобный  доступ к углеводородным ресурсам  арабских монархий Персидского залива и для приёма сухогрузов с природными ископаемыми Африки.

Что касается пути через Центральную Азию и Иран к каспийской нефти и далее на Ближний Восток с выходом в Средиземноморье, то  этот транспортный коридор находится в зоне перманентных конфликтов, и инвестиции в него надолго останутся рискованными.  Между тем, в Европу можно попасть и через территорию России.  Сейчас с этой целью Китай использует Транссиб, а также стремится выйти на европейские и северо-американские рынки обходным путём по так называемому Полярному шёлковому пути. Недавно Китайская национальная ядерная корпорация объявила  открытый конкурс на проект строительства атомного ледокола.

В мае 2017 года министры иностранных дел Китая и России обсуждали проект Полярного шёлкового пути, который включал бы развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), в частности модернизацию морских портов в Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уэлене. Реализация этого проекта принесёт выгоду России как стране-транзитёру,  но освоение Китаем арктических морских перевозок может быть осложнено торговой войны с Соединёнными Штатами, а на  тихоокеанских морских маршрутах господствует американский 7-й флот.

Между тем, не только Китай, но и другие страны Евразии могут проложить дорогу на европейские рынки и наладить евроазиатские коммуникации через совершенно безопасные маршруты по территории России. И чем больше военно-политический прессинг США, тем привлекательнее эти маршруты.

Так, страны Центральной Азии могут подключиться к использованию арктических торговых маршрутах, разработав совместно с российскими экспертами проекты круглогодичной навигации по крупным сибирским рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан. Тем более что у России есть ледоколы класса «река-море». Самый очевидный маршрут – по Иртышу, который берёт начало в Монголии, идёт через Китай и Казахстан в Россию, впадая в Обь, которая в свою очередь впадает в Карское море. Сегодня открытие водного грузового потока по Иртышу из Китая через Казахстан и Россию в ареал Полярного шёлкового пути сдерживается  только необходимостью проведения работ по очистке речного русла, для чего требуются соответствующие межгосударственные соглашения.

Выгоды такого проекта очевидны. Речной путь по Иртышу и Оби в Арктику для Китая намного короче, чем плавание в Европу в обход Чукотки. Это на 100 процентов безопасная альтернатива любым морским коммуникациям.

Для России создание Сибирского речного «шёлкового пути» из Китая  в Европу будет означать ускорение развитие сибирских регионов. Страны Центральной Азии, прежде всего Казахстан, такой маршрут подключит к участию в перспективном Полярном шёлковом пути. Свои соображения в пользу  реализации проектов меридиональных транспортных магистралей по территории Сибири  неоднократно высказывали российские учёные,  профессор Московской государственной академии водного транспорта Алексей Беляков и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

15 августа 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение  о строительстве железнодорожного Северного широтного хода (СШХ), способного обеспечить связь с Международным транспортным коридором  «Север – Юг», речными транспортными артериями Сибири и Северным морским путём. Проект предполагает создание в Ямало-Ненецком автономном округе железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево для вывоза грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сокращения маршрутов к портам Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. В перспективе планируется строительство железной дороги Игарка – Дудинка.

Северный широтный ход разгрузит Транссиб и увеличит грузопоток по Северному морскому пути (СМП), соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы, обеспечивающей освоение российской арктической зоны. Реализация проекта  будет означать создание крупнейшего в мире нефтегазового и горнорудного кластера.  В районе Салехарда СШХ пересечёт Обь и сделает возможным  речной транзит по Иртышу и Оби из Китая и Центральной Азии к Северному морскому пути.

По мере того, как США разворачивают торговую войну с Китаем, Ираном и странами Евросоюза, проекты безопасных сухопутных и речных транспортных магистралей через территорию России будут приобретать всё большее значение, становясь в перспективе приоритетными для трансконтинентальных перевозок в Евразии.

Владимир Прохватилов, ФСК

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен

Источник: news-front.info

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.