«Хромая утка» Ангела Меркель и её «утята»

Видный немецкий политик, по прозвищу «Мамочка», уходит. Но не сразу, а поэтапно. Что вынудило ее сделать этот шаг?

Несколько дней назад Ангела Меркель объявила, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост председателя Христианско-демократической партии (ХДС) на съезде, который должен пройти 8 декабря в Гамбурге. Одновременно эта полит-фрау, до недавнего времени носившая «корону» «самой влиятельной женщины в мире», по версии журнала Forbes, сообщила, что останется федеральным канцлером до следующих выборов в бундестаг в 2021 году. Ранее, правда, она не раз утверждала, что «председательство в партии и пост главы берлинского кабинета неразделимы». Что же заставляет ее поступиться принципами, обрекая себя на незавидную роль «хромой утки»?

Консерваторы попали в «шторм»

Формально поводом для отказа Меркель от председательства в ХДС стали провалы консерваторов на земельных выборах в Баварии и Гессене. И хотя в первом случае пострадал братский Христианско-социальный союз (ХСС), вина канцлера очевидна, ведь именно ее правительство утопило Германию в миграционной волне. А это оказалось не по душе ни баварцам, ни гессенцам, ни остальным бундесбюргерам.

За последние месяцы рейтинг блока ХДС/ХСС упал до рекордного минимума — 24%. А ведь в лучшие времена он доходил почти до 40%! На прошлогодних выборах в бундестаг консерваторы набрали 33% голосов. То есть всего за 13 месяцев блок ХДС/ХСС растерял почти 10% своих сторонников.

Куда ушли избиратели? Одна часть — к «зеленым», занимающим вместе с социал-демократами левоцентристский политический спектр (по последним опросам, за партию «Союз 90»/«зеленые» проголосовали бы 20% немцев). Другая — к популистам из «Альтернативы для Германии» (актуальный рейтинг «АдГ» — 16%), обосновавшимся на крайне правом фланге.

То есть выходит, что ХДС из-за промахов председателя Меркель растягивают как влево, так и вправо. Когда в свое время консерваторы под ее предводительством отбирали власть у правительства Герхарда Шредера, представлявшего Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), Меркель буквально напичкала партийную программу левыми и экологическими лозунгами, позаимствованными у конкурентов. В итоге ее партия заметно полевела, но сумела совершить победный рывок.

Теперь, похоже, ситуация поменяла вектор, причем с отягчающими обстоятельствами. Из-за катастрофы с мигрантами правее ХДС возникла новая политическая сила — «АдГ», которая уже представлена в бундестаге и успешно усиливает свои позиции на земельном уровне.

Так что Меркель совсем не к лицу в столь критической ситуации гордо уходить на покой, бросив партию на произвол судьбы. И хотя она заявила, что у нее нет фаворита на пост председателя ХДС, что, дескать, делегаты съезда в Гамбурге самостоятельно будут решать этот вопрос, в это трудно поверить. Без поддержки нового главы консерваторов ей будет сложно удержать курс как в Германии, так и в Евросоюзе. Причем действовать канцлеру предстоит под постоянным давлением — как со стороны однопартийцев, так и со стороны депутатов бундестага.

Справка

В случае, если Меркель лишится поддержки руководства ХДС, она вполне может и не доработать до следующих парламентских выборов.

Существует вариант ее добровольной отставки, о которой Меркель может попросить федерального президента. В таком случае глава государства обяжет канцлера оставаться при исполнении до тех пор, пока депутаты не найдут на этот пост кандидата, устраивающего парламентское большинство.

Конституцией предусмотрен и парламентский вариант смещения канцлера со своего поста — так называемый конструктивный вотум недоверия. Для этого бундестагу надо предложить альтернативного кандидата на пост главы кабинета и избрать его большинством голосов.

Кого «коронуют» немецкие консерваторы

Список претендентов на кресло председателя ХДС стремительно полнится. Официально о своем желании объявили уже 12 человек. И этот шорт-лист наверняка будет расти.

Однако реальных кандидатов пока три. В немецких СМИ им уже присвоили титулы: мини-Меркель, анти-Меркель и бунтарь, которого любит Трамп.

Под кодовым именем «мини-Меркель» проходит 56-летняя Аннегрет Крамп-Карренбауэр, или АКК, как по-простому называют ее однопартийцы из-за сложно произносимой фамилии. Сейчас она занимает пост генерального секретаря ХДС. На эту должность ее в феврале нынешнего года выдвинула лично Меркель.

АКК — мать троих детей, состоит в ХДС с 18 лет. До поста генсека руководила в качестве премьер-министра самой маленькой федеральной землей ФРГ — Саар. До сих пор она добивалась успеха на самых различных этапах своей карьеры и в разных сферах, за что ее зовут «универсальным оружием».

«Крамп-Карренбауэр будет однозначно на стороне госпожи Меркель, которой обязана своим карьерным ростом. И она явно не собирается ничего менять в партийной политике. Кстати, путь из генсеков в председатели ХДС уже проделала одна женщина, и это была Ангела Меркель. Так что дорожка проторена», — говорит немецкий политолог Александр Рар.

«Анти-Меркель» — это 62-летний экс-глава фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фридрих Мерц. Он — из обиженных. В свое время именно Меркель добилась его смещения с парламентского поста и сама заняла это кресло. Уязвленный Мерц сначала ушел из руководящих органов ХДС, а затем — и из депутатов. С 2009 года он окунулся в бизнес, занимая посты члена наблюдательных советов целого ряда крупных фирм. И терпеливо ждал своего часа.

«У этого политика есть определенный вес, прежде всего — среди немецких и европейских предпринимателей, а также в американских деловых кругах», — полагает Александр Рар. Однако, как считают в Германии, тандем Меркель-Мерц не сможет конструктивно функционировать из-за их, мягко говоря, натянутых отношений.

«Бунтарем, которого любит Трамп», нарекли нынешнего министра здравоохранения ФРГ 38-летнего Йенса Шпана. Он — из молодых, да ранних.

В 15 лет вступил в молодежное крыло ХДС и быстро сделал партийную карьеру, впервые став депутатом бундестага в 2002 году. Его взлет на федеральном уровне начался в 2014-м, когда Шпан неожиданно пробился в президиум партии, потеснив более опытного претендента. Он, кстати, стал первым членом этого органа, который отмежевался от миграционной политики фрау канцлерин. А еще сумел, вопреки предложению председателя партии, убедить делегатов съезда ХДС принять резолюцию, ограничивающую возможность сохранения второго гражданства для претендентов на получение убежища. Меркель справедливо посчитала, что столь ершистого однопартийца лучше держать к себе поближе, под контролем, и предложила ему министерский портфель в своем кабинете.

Шпан для президента США Дональда Трампа и его администрации, которым хорошо известен его проамериканский настрой, — самый желанный кандидат. Однако Александр Рар полагает, что он все же слишком молод, чтобы возглавить партию и в перспективе претендовать на пост канцлера после 2021 года. Или даже раньше?

Если Меркель не включит «административный ресурс» в пользу своего кандидата, то на съезде в Гамбурге, как считают немецкие эксперты, победит тот, которого поддержат делегаты от крупнейших земельных организаций.

Таких, например, как Северный Рейн-Вестфалия (треть делегатских мандатов) или Баден-Вюртемберг. При этом есть и неувязочка: два реальных кандидата — Мерц и Шпан выходцы из парторганизации одной земли — Северный Рейн-Вестфалия, где оба пользуются авторитетом и влиянием.

Чего ждать от основных кандидатов в Вашингтоне…

АКК пока вообще мало касалась вопросов внешней политики. Она всего один раз посетила США с официальным визитом как генсек ХДС. Там она выступила на ежегодном саммите американских губернаторов и посетила завод BMW. Можно предположить, что она будет всецело следовать той линии, что проводит Меркель в отношении «заокеанского патрона». Так что существенных изменений на этом треке ждать не стоит.

Мерц по бизнесу имеет обширные связи в Штатах, является председателем влиятельного объединения «Атлантический мост». Он считает, что трансатлантическое партнерство — одно из важнейших направлений внешней политики ФРГ. Но когда Трамп начал торговую войну с Евросоюзом, терпение закончилось даже у Мерца, который позволил себе критические высказывания в адрес Белого дома.

Советники Трампа уже давно присматриваются к Шпану. Они считают, что американской администрации именно с ним было бы проще найти общий язык.

Со своей стороны он стремится оправдывать высокое американское доверие. Шпан, например, одним из первых встретился с новым послом США в Германии Ричардом Гренеллом. А вскоре был принят в Белом доме советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. Еще ни один министр здравоохранения ФРГ не удостаивался подобной чести.

…и в Москве?

АКК пока не проявила себя и на российском треке. Однако, как доверенное лицо Меркель, она наверняка в курсе тонкостей немецкой политики в отношении Москвы и взаимоотношений канцлера с российским президентом. Главное, что она, скорее всего, заинтересована в сохранении достигнутого уровня сотрудничества и взаимопонимания.

Мерц является сторонником наращивания военного потенциала Запада и приверженцем НАТО. Он рассматривает Россию как «естественного стратегического противника». Одновременно Мерц пытается разобраться в российской внешней политике, побудительных мотивах президента Путина в каждом конкретном случае его противостояния с Западом.

У Шпана — схожий с Мерцем подход: он поддерживает стремление США и Североатлантического альянса активно противостоять «российской экспансии». При этом его высказывания жестче, чем у Мерца. Он, в частности, набросился на политиков из СДПГ и Левой партии за их «чрезмерное стремление понять Путина».

Игорь Являнский, еженедельник «Звезда»

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий