«Икарус»: крылатый автобус социализма

Автобус «Икарус» для рожденных в СССР является таким же символом Венгрии, как зеленый горошек марки «Глобус». Свыше 90% экспортных автобусов поставляли именно в Советский Союз! Автобус «Икарус» стал частью нашей советской истории. А для автора этой статьи – приятным воспоминанием о советском детстве и советской юности. Да и в наши дни можно еще изредка увидеть старенькие «Икарусы» на улицах городов, но в основном они ушли из нашей жизни, остались в прошлом, как некие советские механические мамонты.

История слияния нескольких фирм и последующее образование марки Икарус – вещь запутанная. Но восстановить события вполне реально.

Создатель фирмы, хороший мастер, механик Имре Ури приехал в Будапешт строить кареты. То есть строить транспортные средства в одну, две, а то и более живых лошадиных сил. Он достаточно быстро добился успеха благодаря качеству, а главное, доступности своих экипажей.

Но эра самобеглых экипажей уже наступила и стремительно набирала скорость. Первым автомобильным заказом фирмы Ури стал кузов для автобуса на базе Форда ТТ.

К 1939 году было выпущено уже около тысячи машин, с базой на основе шасси венгерской фирмы Raba. До 1945 года предприятие работало на нужды Вермахта, затем – во благо Советской армии. Во время второй мировой войны предприятие даже занималось сборкой самолетов.

После окончания войны, в 1948 году, организация братьев Ури (отца к тому времени уже не было в живых) была объединена с акционерным обществом «Икарус», организованном в 1916 году. Предприятие сосредоточилось на производстве автобусов. И именно тогда у этих автобусов и появилась собственная торговая марка – Ikarus. Происхождение её необычное – от имени древнегреческого мифического персонажа Икар, погибшего из-за того, что солнечные лучи растопили его восковые крылья.

Первой послевоенной моделью стал автобус Ikarus 30, а через 2 года начался выпуск «междугородника» 55 и моделей шестисотой серии. За первые 10 лет предприятие выпустило рекордные для того времени 8 000 автобусов! В 1962 году в состав «Икаруса» вошел механический завод в Секешфехерваре, где в конце шестидесятых и были созданы производственные мощности специально под выпуск автобусов двухсотой серии. В год здесь могли производить уже до 15 тысяч автобусов!

Очевидно — для самой Венгрии такого количества явно многовато. Но предприятие изначально ориентировалось на экспорт. Икарусы стали поставлять не только в СССР. В рамках торговых соглашений их экспортировали во все страны СЭВ, а также некоторые страны Африки. Кроме того, Икарусы собирали в Северной Америке, Индонезии, Китае и даже на Кубе.

Из пятнадцати тысяч выпущенных в год Икарусов до 12 тысяч (!) отправлялись бороздить бескрайние просторы Советского Союза, а всего за 50 лет (с 1953 по 2003 годы) в СССР было поставлено свыше 150 тысяч венгерских машин. Икарус двухсотой серии встречался на наших дорогах даже чаще других советских автобусов.

Ikarus 30

Икарусы 55 и 66 моделей отличались своеобразным, «аэрокосмическим» дизайном. Шестисотая серия похожа на советский ЛиАЗ-677.

Ikarus 55 Люкс

Выпуск так называемых сочлененных автобусов (модели 180) был начат в 1964 году. Икарус стремительно развивался. В 1970 году на специализированной выставке в Монако венгерское предприятие заняло второе место, количество выпущенных заводом автобусов превысило сто тысяч машин! Во времена социализма Икарус выпускал около двух десятков модификаций городских и пригородных автобусов серии 200. Машины отличались длиной, количеством мест и назначением. В больших городах СССР активно использовались сочлененные автобусы-«гармошки».

В Советском Союзе Икарусы на Икарусах любили ездить пассажиры, а у водителей-профессионалов работа на венгерском автобусе считалась престижной.

Ikarus 180 был первой сочлененной моделью завода

На заводе так же в малых количествах изготавливали очень необычные специальные версии с передним расположением двигателя для работы в аэропортах. Ikarus выпускал и троллейбусы, но в Советский Союз они не поставлялись.

Троллейбус внешне отличался от обычного Икаруса только «рогами» токоприёмника

Икарус активно использовал самые прогрессивные в свое время технические решения. Внедрялись такие новшества, как дизельные двигатели, расположение ДВС под полом, несущие кузова, сочленённые конструкции. Но одним из главных достижений можно считать модульную конструкцию кузова, которая позволила строить огромное количество модификаций автобусов в рамках одной линейки. Сегодня такую систему используют практически все автомобильные компании мира. Но впервые такая конструкция была использована именно в автобусах 200-й серии.

Ikarus 200 серии. Самый популярный в СССР автобус 70-80 годов

В результате предательства Михаила Горбачева распалась великая держава СССР. Крах девяностых годов в странах Восточной Европы и распад СССР опалили крылья по-настоящему народному, социалистическому Икарусу. Предприятие оказалось без основных рынков сбыта. Кризис привел к резкому сокращению объемов производства. Был закрыт будапештский цех массовых серий, в Секешфехерваре производство сократили до минимума. На отделившемся еще в 1991 году заводе EAG занялись изготовлением автобусов на импортных шасси, только под конкретного индивидуального заказчика.

Все же, Икарусу не дали упасть и разбиться окончательно. В 1999 году Ikarus Vehicle Construction Ltd и EAG влились в состав Ikarusbus – группы предприятий, принадлежащей холдингу Irisbus. Это весьма крупный холдинг, который создали такие гранды, как Iveco и Renault. Но это помогло ненадолго – в 2003 году основной завод был все равно закрыт.

Ситуацию спас венгерский предприниматель Габор Селеш. В 2006 году он полностью выкупил акции предприятия, став единственным владельцем Ikarusbus. Началось производство новых моделей, разработанных инженерами и дизайнерами венгерской компании Ikarusbus.

Завод продержался всего год. В 2007 году завод пришлось закрыть вследствие нерентабельности производства. Но в 2010 году несгибаемый Селеш предпринимает еще одну попытку возрождения Икаруса. Так же предприятие начинает попутно заниматься капитальным ремонтом автобусов Икарус, начиная с двухсотой серии.

В сотрудничестве со Шкодой была разработана модель Tr187.2, а чуть позже, в 2014-м, Икарус показал новую линейку автобусов. Эти автобусы выпускаются малыми порциями для внутреннего рынка Венгрии.

В отличие от своего мифического тезки, венгерский Ikarus все-таки выжил. А вид старых автобусов вызывает у нас легкую ностальгию по СССР. Какие могут быть перспективы развития производства автобусов этой марки? С учетом бурного сотрудничества между Венгрией и Российской Федерацией, которое развивается, в последнее время, по всем направлениям промышленности и народного хозяйства, не исключено возобновление экспортных проектов в этой области между Венгрией и Россией. И тогда, возможно, обновленный Икарус вновь расправит свои крылья на улицах больших городов бескрайней России.

Танай Чолханов, специально для News Front

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий