Москва и Минск: на пути к обновлённому союзу

Как преодолеть противоречия, вскрытые на заседании союзного Совмина в Бресте?

13 декабря в Бресте состоялось заседание Совета министров Союзного государства России и Беларуси, в ходе которого премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас обсудили 25 вопросов межгосударственного сотрудничества, в том числе вопрос соглашения о взаимном признании виз.

Несмотря на множество подписанных документов (которые, впрочем, пока недоступны для детального ознакомления), по итогам встречи запомнились два события: перенос сроков подписания соглашения о взаимном признании виз и предложение Дмитрия Медведева об углублении интеграции с буквальным следованием букве Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1998 года, на что последовала реакция Александра Лукашенко, которая в очередной раз ввела консервативную и либеральную прессу в состояние крайнего возбуждения.

Фактически заседание союзного Совмина показало стратегические расхождения между Россией и Белоруссией по вопросу формата интеграции. Впрочем, обо всём по порядку, и начать стоит с самого процесса заседания.

Тактические успехи

В ходе заседания Совмина Дмитрий Медведев и Сергей Румас обсудили:

— Военную доктрину Союзного государства;

— проект бюджета Союзного государства (о бюджете на текущий год и его недостатках СОНАР-2050 писал в тексте «Бюджет союзного застоя») — расходная часть бюджета СГ не уменьшится и составит 5 млрд рублей, а в ближайшие годы будет сделан упор на развитие программ сотрудничества в научной сфере и промышленной кооперации;

— проблемы развития малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса, машиностроения, отмену роуминга на территории СГ и подготовку мероприятий к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Кроме того, были приняты решения по прогнозным балансам спроса и предложения агропромышленной продукции Союзного государства на 2019 год по мясу и мясопродуктам, молоку и молочной продукции, а также «индикативным балансам топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2019 год» по нефти, автомобильному бензину, дизельному топливу и топочному мазуту.

Сроки отмены внутрисоюзного роуминга окутаны тайной и постоянно сдвигаются, поэтому обсуждать их не имеет смысла. А вот подписание наиболее ожидаемого документа — соглашения о взаимном признании виз — пришлось отложить. Сроки подписания перенесли из-за того, что белорусская сторона не успела завершить все необходимые внутригосударственные процедуры. Какие именно, неясно, так как белорусская сторона не стала конкретизировать, но заверила, что договор подпишут «в ближайшее время», а Александр Лукашенко заявил, что проблем с подписанием соглашения не будет.

Учитывая тот факт, что соглашение разрабатывалось около двух лет, а президенты РФ и РБ намерены встретиться до конца года, есть надежда на то, что важный шаг к формированию общего миграционного пространства будет сделан ещё до 1 января 2019 года. В любом случае ждать осталось куда меньше двух лет или 21 года, на протяжении которых данная тема оставалась без внимания Москвы и Минска.

Справка: взаимное признание виз

Ещё в 1995 году РФ и РБ договорились об открытости внутренней границы СГ для своих граждан, но не регламентировали, как российско-белорусскую границу должны пересекать граждане третьих стран.

До 2014 года данный вопрос практически не интересовал ни Москву, ни Минск в силу благоприятной геополитической обстановки и минимального количества угроз для государственной безопасности. Но с началом гражданской войны на Украине и обострением украинско-российских отношений для Москвы стал актуальным вопрос ужесточения пограничного контроля на своих границах, в том числе и российско-белорусской, на которой не было пограничного контроля.

Российские силовые структуры опасались, что через «дыру» в границе из Беларуси смогут проникнуть как иностранцы, которым запрещён въезд в Россию, так и потенциальные радикалы с террористами, в том числе с Украины, — базы невъездных лиц в РФ и РБ существенно отличались.

К 2016 году на белорусско-российской границе появился полноценный пограничный контроль со стороны ФСБ, а граждан третьих стран, пытающихся въехать из РБ в РФ, стали разворачивать на границе и перенаправлять на международные пункты пропуска. Единственным легальным способом для них въехать из РБ в РФ стал аэропорт Минска и прямые железнодорожные маршруты из Беларуси в Россию. Дополнительно ситуацию осложнило введение безвизового режима Беларусью для краткосрочных туристических поездок. Россия даже создала пограничную зону на границе с РБ, а эксперты стали говорить, что дело может дойти до оборудования полноценной границы с таможенным, пограничным и иными видами контроля.

Естественно, Минску данная ситуация крайне не нравилась, ведь в его адрес периодически высказывались упрёки в ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Кроме того, страна несла убытки из-за сокращения объёмов транзита через свою территорию, поскольку ранее Беларусь вложилась в создание пограничной и транзитной инфраструктуры из стран ЕС в Россию. В разгар же кризиса Россия просто запретила пересечение водителями с гражданством стран ЕС российско-белорусской границы — они не могли пройти пограничный контроль.

На период чемпионата мира по футболу 2018 года было найдено временное решение: пропускать через общую границу стали и иностранцев, но лишь при наличии паспорта болельщика.

Планируется, что межправительственное соглашение о взаимном признании виз позволит гражданам третьих стран перемещаться по территории СГ по одной визе, которую они получат в России и Белоруссии. Однако соглашение не вступит в силу автоматически после его подписания — потребуется его ратификация парламентами России и Беларуси, а также обмен ратификационными грамотами. Если соглашение подпишут до конца этого года, то процесс вступления его в силу (при оптимистичном сценарии) завершится к началу лета 2019-го.

Впрочем, непонятными остаются другие вопросы, в частности сохранение российского погранконтроля на российско-белорусской границе и в созданной пограничной зоне, а также порядок въезда граждан третьих стран, с которыми у России и Белоруссии действует безвизовый режим перемещения. Понять, как будут решены данные проблемы, без текста договора невозможно.

Но куда интереснее был обмен мнениями по вопросу будущего Союзного государства и дальнейшего направления интеграции, который устроили премьер-министры. В частности, в ходе недавнего спора Владимира Путина и Александра Лукашенко по вопросу ценообразования на природный газ президент России сказал, что «для более низких цен нужен другой уровень интеграции». И вот Минск с Москвой очертили своё понимание «нового уровня интеграции».

Стратегический тупик

Сергей Румас на заседании сделал упор на тактические вопросы: динамику и структуру товарооборота, а также торговые ограничения. Ростом товарооборота довольны и в России, и в Белоруссии: он практически вернулся к показателям докризисного 2013-го, но не достиг пика 2011 года.

*Данные за 2018 год указаны за 9 месяцев — с января по сентябрь. Ориентировочно к концу года товарооборот должен превысить 35 млрд долларов. Данные товарооборота взяты с портала russian-trade.com

Главное беспокойство у белорусской стороны вызвали структура товарооборота и его динамика: несмотря на обнадёживающий рост взаимной торговли, у белорусской стороны по итогам десяти месяцев 2018 года увеличилось отрицательное сальдо взаимной торговли на 3,3 млрд долларов.

Данные за 2018 г. указаны за период с января по сентябрь на основе информации, озвученной первым заместителем руководителя аппарата правительства России Сергеем Приходько

Из динамики взаимной торговли России и Беларуси видно, что:

Взаимный товарооборот к итогам текущего года имеет все шансы приблизиться к показателям 2013 года.
Для России торговля с Беларусью была всегда профицитной, а для Беларуси — дефицитной.

Особенное недовольство белорусской стороны вызывают неравные конкурентные возможности, которые создало российское правительство для белорусского капитала:

Ограничения Россельхознадзором доступа на российский рынок продукции белорусского агропромышленного комплекса. Фактически речь шла о «белоруссизации России» и использовании российским капиталом протекционистских мер по защите своего рынка, в частности по вопросам о поставках молока и молочной продукции.
Запрет на участие белорусских предприятий в системах государственных закупок для нужд обороны и безопасности. Данная проблема неоднократно поднималась Минском на уровне ЕАЭС.
Ограничения на участие в российских программах субсидирования закупок сельскохозяйственной техники. Речь идёт о программе утилизационного сбора, который позволил упрочить положение КамАЗа на российском рынке и помог российскому производителю свести долю конкурирующего МАЗа до минимальных показателей, о чём автор писал в исследовании «Убыточное строительство. Почему 70 % строительной техники в Союзном государстве иностранного производства и что с этим делать».

Данные ограничения не позволяют РБ качественно нарастить экспорт в Россию и снизить дефицит торговли, что вместе с мировым кризисом, обострившим для белорусской промышленности конкуренцию на мировых рынках, серьёзно нервирует белорусское правительство и Александра Лукашенко, который неоднократно давал поручения белорусским министрам и послам найти новые рынки сбыта для отечественной продукции.

Однако найти новые рынки — задача отнюдь не из простых, хотя белорусские дипломаты и проявляют существенную активность на данном фронте работ.

Поэтому белорусская сторона акцентировала внимание на снятии торговых ограничений и создании безбарьерной среды в торговле.

Сейчас крайне важно закрепить эту тенденцию [растущие показатели товарооборота. — И. Л.]. В связи c этим особую важность приобретает тема конкурентных условий осуществления хозяйственной деятельности в Беларуси и России. Многие другие вопросы сотрудничества уже решены, по отдельным предстоит ещё работа. Мы договорились продолжить диалог по созданию благоприятных условий во взаимной торговле и увеличению российско-белорусского товарооборота, в том числе за счёт снятия препятствующих торговле барьеров и ограничений, создания условий равного доступа субъектов хозяйствования на рынки Беларуси и России.

Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас

По мнению Сергея Румаса, в СГ создан оптимальный механизм решения вопросов — рабочие группы.

Но у Дмитрия Медведева оказался свой взгляд на будущее Союзного государства и форматы углубления интеграции. Российский премьер в ходе заседания предложил своему белорусскому коллеге два варианта дальнейшей интеграции: консервативный и продвинутый.

Первый вариант — инерционный сценарий, который не устраивает ни Москву, ни Минск, а именно «сохранение того Союзного государства, которое было создано на сегодняшний момент, без повышения уровня интеграции до тех пределов, которые установлены в договоре от 8 декабря 1999 года».

Второй вариант — углублённая интеграция, основанная «на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможности оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства».

Россия, по словам Дмитрия Медведева, готова двигаться дальше по пути строительства Союзного государства в рамках соответствующего договора от 8 декабря 1999 года, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, Счётной палаты.

Хочу особо подчеркнуть: Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства Союзного государства в том порядке, который предусмотрен Договором о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев

«В этом случае можно проводить и единую налоговую политику, политику в области цено- и тарифообразования», — добавил премьер-министр России.

Российский премьер поставил Минск перед выбором: или экономические преференции в обмен на ограничение суверенитета, часть которого будет делегирована союзным органам власти, или инерционный сценарий развития.

Александр Лукашенко заочно прокомментировал часть повестки заседания Совмина из Карелии, где он встречался с главой республики Артуром Парфенчиковым, и переместился в Москву.

Кроме традиционно приятных слов в адрес России, белорусский президент произнёс много того, что понравилось российским журналистам и новостникам СМИ. В частности, «пригрозил уйти с рынка России» и заявил, что ему всё равно, по каким ценам будут продаваться белорусские продукты питания в России, но он за создание компании-монополиста по закупке Россией продовольствия из Беларуси.

А вот реакция Александра Лукашенко на предложение Дмитрия Медведева последовала на следующий день, в пятницу, 14 декабря. Президент Белоруссии высказал мнение, что под предлогом «глубокой интеграции» Москва хочет инкорпорировать Беларусь в состав России.

Я понимаю эти намеки: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России. Я всегда задаю вопрос: такие вещи во имя чего делаются? Вы подумали о последствиях? Как на это посмотрят в нашей и вашей стране и международное сообщество? Не мытьём, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны. Нам говорят: манёвр [компенсация за налоговый манёвр. — И. Л.] будет, когда будет, как некоторые говорят, более глубокая интеграция. А некоторые прямо говорят: мы готовы, чтобы вы шестью областями вошли в состав Российской Федерации.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Комментируя возобновление дискуссии о едином эмиссионном центре и валютном союзе, президент заявил, что «это значит создавать союз с крыши, а не с фундамента». «Тогда [в начале 2000-х годов. — И. Л.] не нужен был этот союз, который прописан в договоре. А сейчас много об этом начали говорить, я ещё больше слышу», —  сказал Лукашенко.

В ответ Лукашенко заявил, что «надо исполнять договор и идти шаг за шагом по выполнению этих соглашений», а также высказал уверенность, что, прежде чем копать вглубь, надо снять вопросы, лежащие на поверхности. «А их куча, и их можно снять за сутки», — заметил президент. Закончил свои слова он жалобой на то, что «была железная договорённость: равные условия для людей, для субъектов хозяйствования, чтобы развивать интеграцию, а сегодня не мытьём, так катаньем это перечёркивается».

Фактически по итогам заседания союзного Совмина и его заочного комментирования белорусским премьером стало понятно, что у Москвы и Минска кардинально разное видение будущего интеграции: Москве интересна политическая часть в обмен на предоставление экономических преференций (цена на газ и компенсация за налоговый манёвр), а Минску важна прежде всего экономика, но без политических требований.

Проще говоря, у Москвы в этой истории оказалась своя правда, а у Минска — своя. Истина же, как и полагается, лежит где-то посредине.

Нужен компромисс

Стоит признать, что Александр Лукашенко прав, когда говорит о том, что Москве в начале 2000-х союз был не нужен. По крайней мере, интеграцией в рамках Союзного государства никто не занимался, а за 27 лет не было создано ни одной союзной корпорации или даже узнаваемого во всём мире союзного бренда. По чьей вине так вышло — не суть важно.

Теперь же возврат к букве договора 1998 года, который предложил Дмитрий Медведев, на практике невозможен.

Несмотря на сохранение договором своей юридической силы и отсутствия в нём чётко очерченных сроков, в течение которых необходимо было создать союзные институты (парламент, суд, правительство и Счётную палату), создать их уже не представляется возможным по следующим причинам:

Уже создан Евразийский союз, в рамках которого действует евразийский суд, рассматривающий хозяйственные дела. Какие категории дел будет рассматривать суд Союзного государства и как это будет соотноситься с евразийским судом, неясно.
За подсчёт чего будет отвечать Счётная палата СГ, решительно непонятно. Уж точно не за расходование пяти млрд рублей бюджета Союзного государства.
Единая таможня уже отчасти действует в рамках ЕАЭС, где страны распределяют ввозные таможенные пошлины.
Создание Союзного парламента и единого правительства невозможно, так как на это по политическим причинам не пойдут ни Москва, ни Минск: с 1998 года там сложились свои политические элиты.

Кроме того, даже попытки интеграции вызовут такой рост взаимных обид и претензий, что рискуют похоронить всех нас под валом скандалов, рассуждений, кто кому кормилец, а кто — нахлебник. Неизбежны свары по поводу распределения полномочий, активизация националистических движений, которые будут поддержаны всеми заинтересованными сторонами (как внешними, так и внутренними), и мощнейшие информационные атаки как извне, так и изнутри со стороны заинтересованных в слияниях и поглощениях на своих условиях финансово-промышленных групп.

Поэтому наиболее логичным и разумным вариантом является следующее:

Создание политэкономического базиса в виде союзных корпораций, которые позволят снять противоречия между российским и белорусским капиталами, образовав действительно союзного производителя;
Изменение текста существующего союзного договора или и вовсе принятие нового, который соответствовал бы существенно изменившимся с 1998 года политэкономическим реалиям. О необходимости внесения изменений в текст Договора о Союзном государстве уже говорил председатель верхней палаты белорусского парламента Михаил Мясникович.

Попытки же одной из сторон «дожать» друг друга в переговорах ни к чему хорошему не приведут. Пока что инициатива по формату обновлённого союза находится в руках российской стороны, но её предложения явно не нашли отклика у белорусов. Следовательно, нужен компромисс, ведь союз — сумма частей, объединённая союзной логикой, выраженной в единых целях, которые достигаются за счёт постоянных компромиссов и учёта взаимных интересов.

Иван Лизан, СОНАР-2050

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий