Прогулки по воде

От Гагаринского пруда не осталась мокрого места

 1 декабря Гагаринский пруд исчез с лица города. Его полностью засыпали землей и мусором в ходе строительных работ Пермского завода силикатных панелей. Местные жители и экологи почти два года боролись за сохранение этого водного объекта, однако власти, включая суды, встали на сторону ОАО «ПЗСП» и признали уничтожение единственного в пермском микрорайоне Балатово водоема законным.

Самосвалы сбрасывают мусор прямо в пруд

 На берегу засыпанного водоема уже виднеется «скелет» первой многоэтажки. Глядя на кучу суглинка, и не скажешь, что когда-то здесь был пруд, в котором водились щуки, жили утки. Теперь только одинокий высохший камыш напоминает об этом. 

– Вон там уже сваи для второго дома забиты, – показывает вдаль защитник Гагаринского пруда, биолог Василий Дружинин. – А на месте самого озера детский сад собираются строить. При этом пруд заваливали поначалу просто мусором. Самосвалы с мусором приезжали и вываливали это в воду, потом стали старый асфальт возить, бетон, что-то еще. Сейчас не видно уже, что мусор был. Дошло до того, что жители дома на Комбайнеров, 39 вызывали наряд полиции и заставляли этот мусор обратно увозить. Теперь вот на этом мусоре детский садик будет. 

Действительно, жители дома на Комбайнеров, 39, под окнами которого разворачивалась экологическая драма, устали смотреть, как водоем засыпают отходами. 

– 3 человека, в том числе я, остановили машину с мусором, сказали, чтобы все это собирали и увозили. Водитель ссылался на какой-то приказ, но мы не уступали. Он хотел уехать, мы ему не дали, забрали ключи. Вызвали наряд полиции, потом написали заявление по факту организации незаконной свалки мусора. Ответа на заявление не последовало, – рассказал председатель ТСЖ дома по Комбайнеров, 39 Андрей Заколоткин. 

Отчаявшиеся люди пытались привлечь внимание к проблеме как могли. Писали жалобы на официальный электронный адрес министра экологии и природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, в администрацию Индустриального района Перми, обращались в суды, собрали более двухсот подписей, но все безуспешно. Главными аргументами в пользу удовлетворения иска были положения Водного и Земельного кодексов РФ. В частности, п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса квалифицирует земельные участки, занятые водными объектами, как территории общего пользования, им же установлен запрет на приватизацию таких территорий. В то же время п. 1 ст. 55 Водного Кодекса РФ говорит о том, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. 

– Вот, смотрите, план благоустройства пруда и прилежащих территорий, разработанный в 2005 году. Тут и лавочки хотели ставить, урны, озеленять, – Василий Дружинин показывает большой чертеж. – Я не сам его нарисовал, а взял у председателя ТСЖ дома на Комбайнеров, 39. Это официальный документ был, значит, и пруд был в водном реестре.

Однако совершенно внезапно пруд из водного реестра исчез. Стоит отметить, что «ПЗСП» приобрел участок с прудом у ООО «Спорткомплекс «Олимпия», которое, в свою очередь, приобрело участок у администрации Перми. Несмотря на признание в дальнейшем этого договора купли-продажи недействительным, «ПЗСП» сохранил права на приобретенные земли, ведь по закону является добросовестным покупателем. Пруд после экспертизы и вовсе оказался «лужей», не подпитываемой грунтовыми водами.

– Сомнения в правильности экспертизы большие. Был очередной неправомерный суд, на котором отказались рассматривать очевидные вещи по непонятным причинам, скажем так. Обводненный карьер – так правильно называется этот водный объект. Суд посчитал, что это не водный объект, хотя если вы почитаете Водный кодекс, ст. 5, вы увидите, что он точно так же защищается законом. Почему этого не видит суд, я не знаю. Судьи ссылались на научно-исследовательскую работу 2008 года по перечислению водных объектов Перми, там якобы нет нашего обводненного карьера, хотя это неправда. Он называется 6К, на него есть учетная карточка. Теоретически у нас, оказывается, все возможно, когда есть определенный административный ресурс, – высказывает мнение защитник Гагаринского пруда, житель дома по Комбайнеров, 39 Павел Полозов. 

– Когда завод землю покупал, нам обещали, что тут вместо пруда сделают большой фонтан с подсветкой, чтобы дети в нем могли купаться, – вспоминает Василий Дружинин. – Конечно, от этой идеи они быстро отказались и засыпали наш пруд. Все деревья вырубили. По этому факту отдельная проверка проводилась, но никаких результатов. Мнение людей для них ничего не значит. Такое ощущение, что завод и суды давно наверху между собой решили, как будет, а нам теперь отписки шлют. В Европе вся общественность борется за сохранение водоемов, специально искусственные делают, озеленяют территории, а у нас вон как. Взяли единственный пруд в Балатово и уничтожили. А какая в нем вода была! Мы экспертизу проводили, так вода отличная! При этом пробы сам эксперт брал, не мы. Все показатели идеальны, все соответствует СанПин. Я и зимой сколько в прорубь тут нырял, клуб моржей всегда здесь занимался. При этом уровень воды в пруду всегда был одинаковый. Я хорошо запомнил, как в позапрошлом году в засуху «Золотые пески», водоем на Парковом, полностью пересох, а наш пруд ни на сантиметр не обмелел. 

 Василий Дружинин и другие защитники пруда через суд требовали признать незаконной приватизацию земельного участка по улице Мира, 41, где расположен пруд, прекратить уже начатую засыпку водоёма строительным и бытовым мусором и обязать ПЗСП восстановить водный объект и окружающую его зелёную зону до первоначального состояния. Районный и краевой суды встали на сторону завода, а с самого Василия Дружинина, как с истца, присуждено взыскать 20 тысяч рублей судебных издержек в пользу ПЗСП. 

Жители дома на Комбайнеров, 39, невольно оказавшиеся главными свидетелями уничтожения водоема, на все вопросы только разводят руками. Мол, что уже поделаешь, нас все равно не спрашивали. Конечно, детский сад – это хорошо, но неужели обязательно строить его на воде и мусоре, когда кругом стоит столько закрытых садиков, требующих ремонта, а не возведения? 

– В последнее время они особенно ударно работали, успели все сделать до выборов. Почему? Да потому что в предвыборной суете и после выборов всем не до пруда будет, – говорит Василий Дружинин. – Но экологические преступления не имеют срока давности, а это и есть самое настоящее экологическое преступление. 

Источник: mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий