Телевидение будущего поколения

В российском ТВ грядут большие перемены

С каждым годом в стране появляются десятки новых телеканалов. Ежедневно ТВ выдает тысячи часов новостей, шоу, сериалов, фильмов. Все это, наверное, не пересмотреть и за год. При этом за аудиторию борются сразу несколько форматов телевещания. Как сегодня разобраться во всем этом многообразии? И какие изменения в будущем ждут российского телезрителя? За ответами на эти вопросы мы обратились к Александру Миху – пионеру кабельного и цифрового телевидения, проработавшему в этой области более 25 лет.

 

Александр Мих: «Недавняя проблема «мало каналов» превратилась в противоположную»

– Александр Данилович, каким будет телевидение в ближайшие 15 лет для наших телезрителей?

– Сделать такой прогноз в стремительно развивающейся области, такой как Телевидение, дело довольно непростое, темпы развития информационной сферы сегодня таковы, что количество новой информации, производимой всего лишь за один год, такое же, как за всю предыдущую историю человечества, а технология переработки информации человеком почти не изменилась, и это сейчас главное противоречие в информационной сфере .

Если уж делать такой долгосрочный прогноз, то вопрос нужно рассмотреть несколько шире Телевидение в широком смысле слова – это ведь не только Телезритель, это и Вещатель, производящий контент, и Оператор связи, доставляющий контент конечному потребителю услуги, и Рекламодатель. Эволюция коснется всей цепочки участников этого процесса. Посмотрим, какие же тенденции развития мы видим уже сегодня, как часто сейчас говорят, куда направлен тренд?

Мало кто знает, но по статистике каждый год в России появляется около 40 новых телеканалов. На сегодня их общее число приблизилось к 300. Но чем их больше, тем более проблематичным становится их существование. Качество новых каналов, их популярность, их рейтинг рекламодатель не может даже измерить существующими методиками, так как инструментальная погрешность имеющихся методик больше, чем рейтинг этих каналов (менее 0,5%). Рекламодатель не знает, по каким расценкам платить, и в результате, как правило, либо соглашается на размещение рекламы за бесценок, либо вообще от нее отказывается. Поэтому источником существования большей части нишевых каналов являются инвестиций их учредителей. Для телезрителей такое обилие каналов также создало неразрешимые проблемы. Чтобы телезрителю сделать этот нелегкий выбор из трех сотен каналов, нужно либо прочитать программу передач примерно в 300 страниц, либо пощелкать каналами хотя бы по минуте на каждый, и на переключение каналов, и на чтение программы понадобится около пяти часов. Понятно, что и то и другое неприемлемо.

– Какой же выход?

– Что касается вопроса окупаемости затрат для Вещателей нишевых каналов, я убежден, что основным источником дохода для них должна стать абонентская плата, а реклама будет лишь небольшой добавкой к нему. На такой бизнес-модели работает большинство западных телеканалов. Этот экономический регулятор, скорее всего, приведет к снижению количества каналов, выживут те, на которые будут подписчики.

Что касается проблемы выбора каналов для телезрителей, то здесь помощником могут стать новые принципы навигации, которые должны быть заложены в приемные устройства – например, группировка каналов по жанрам, фильмов по жанрам, актерам и режиссерам и т.д. Причем возможности передавать помимо изображения дополнительную информацию предусмотрительно заложены разработчиками стандарта цифрового телевидения еще в 1996 году, но до сих пор их не используют интеграторы контента.
То есть постепенное сближение с принципами поиска в интернете неизбежно, в противном случае обилие передаваемого контента без этого просто невозможно будет перерабатывать.

– Это мы говорим о настоящем, о сегодняшних тенденциях, а что же в будущем?

– В будущем, я думаю, помимо устранения выше названных проблем, контент начнет изменяться в сторону интерактивности – телезритель постепенно станет участником производства контента. Соответственно, для этого телевизор получит обратный канал связи, по существу произойдет конвергенция телевизора и компьютера. А монитор будет заменен светодиодным проектором размером не более спичечного коробка, который будет создавать объемное изображение в пространстве квартиры. второй вектор развития визуализации изображения, скорее всего, это очки, но не плюс к телевизору, как это сейчас, а вместо телевизора. Зритель не будет привязан ко времени начала телепередач, которые будут начинаться по его запросу в любое удобное время. Каналы связи станут беспроводными и скоростными (как минимум, 100 Mb/s до абонента). Телепередатчики как таковые исчезнут, будут заменены на ретрансляторы, передающие поток данных.

Беспроводный поток данных станет универсальным для телевидения, радио и интернета. Приемные устройства также станут универсальными, в квартирах уже не будет множества разнотипных приемных устройств, для телевидения, радио и интернета. У каждого члена семьи будет собственный прибор (как сейчас говорят, гаджет), связанный со скоростным беспроводным каналом связи, и воспроизводящее устройство в виде малогабаритного проектора, встроенного в сам гаджет. Пропагандистская функция телевидения как СМИ, скорее всего, обретет новую форму визуализации – в виде больших телеэкранов со сверхвысоким разрешением на улицах города, при этом звуковое сопровождение каждый сможет принимать на собственное индивидуальное устройство на удобном для себя языке.

– Перспектива понятна. А что нового вы предложите сегодняшнему телезрителю, который купил новый современный телевизор и хотел бы подключиться к новым технологиям?

– Начнем с проблем, или, я бы сказал, с возникших противоречий для телезрителя сегодня. Например, недавняя проблема – «мало каналов» – как уже отмечалось выше, превратилась в противоположную. Кроме того, значительно выросло число операторов связи. Всего несколько лет назад мы знали только одного оператора спутникового телевидения «НТВ+», потом появился «Триколор», а теперь количество спутниковых операторов достигло семи, и это еще не все. Готовятся к запуску спутники «Ямал 300» и «Ямал 400», которые добавят возможность приема еще 700 каналов, и это не далекое будущее, а 2012 год.

Все спутниковые операторы предлагают сотни каналов. Первый вопрос, который должен для себя решить телезритель: «Кого из операторов выбрать?» Причем в Свердловской области кроме этих семи спутниковых операторов есть еще и наземное цифровое телевидение, предлагающее 17 телеканалов, прием которого можно осуществлять без спутниковой тарелки с помощью ДМВ-антенны, и, наконец, кабельное телевидение.

– Как же разобраться в этом обилии предложений?

– Действительно, вопрос не простой даже для профессионалов. Начнем по очереди. Первый критерий – это условия приема в зависимости от места проживания. Не в каждом доме есть кабельное телевидение, не в каждом городе есть цифровое телевидение, спутниковый прием (особенно в крупных городах) затруднен существующими застройками, вследствие чего не любой спутник можно принять.

После отбора по первому критерию количество возможных вариантов сократилось. Следующие критерии – это предпочтения по составу каналов, по количеству бесплатных каналов, стоимость подключения и абонентская ежемесячная плата. Лидером по количеству каналов является «НТВ+». На нем около 150 каналов, но при этом бесплатных каналов всего 3, абонентская плата самая высокая, плата за оборудование порядка 9 тысяч рублей. Лидером по количеству каналов HD качества является оператор «Платформа HD». Там 12 HD каналов, но абонентская плата порядка 400 руб. Самую низкую цену за оборудование и подключение предлагают «Телекарта» и «Цифровое телевидение». Оба оператора дают по 9 бесплатных каналов, но максимальное число предлагаемых каналов – только 17.

Общий недостаток всех спутниковых операторов – то, что в предлагаемых пакетах нет местных каналов. Этого недостатка нет в наземном цифровом телевидении, но, как уже отмечал, 17 каналов для некоторых телезрителей недостаточно. От всех названных недостатков свободно кабельное телевидение, но оно в основном развито в крупных городах с плотной застройкой. И наконец, особо хотел остановиться на одном сравнительно новом операторе спутникового телевидения. Оператор РИКОР, на мой взгляд, решил главные противоречия на рынке многоканального телевидения.

– Как это удалось?

– У оператора РИКОР четыре принципиальных отличия.

Во-первых, приставка РИКОР позволяет принимать не только спутниковые, но и местные каналы цифрового телевидения DVB-T. Таким образом, телезритель получает и возможность смотреть большое количество спутниковых каналов – около 60, причем 30 из них бесплатно, и местные каналы цифрового телевидения, не покупая для этого вторую приставку для приема программ DVB –T стандарта.

Кроме того, тем, кто хочет смотреть большое количество новых каналов и передач, приставка позволяет формировать персональный канал для каждого члена семьи со всех программ, которые поступают на ее вход. При этом не требуется просматривать огромный объем программы передач, чтобы выбрать, какую из них вы хотели бы посмотреть. Приставка это делает самостоятельно, получив от вас один раз информацию о ваших предпочтениях в виде анкеты на языке жанров, и ежедневно формирует для вас Персональный канал, который вы можете просматривать в любое удобное для вас время – приставка имеет встроенную память на сотни часов.

И еще одним неоспоримым преимуществом является то, что приставка подключается к Интернету с помощью встроенного 3G-модема либо подключением к выделенной линии и позволяет лежа на диване просматривать новости на сайтах. Оплату за услуги также можно производить, не выходя из дома.

– Из всего разнообразия существующих на сегодня проектов, о которых вы рассказали, наиболее близко к тому перспективному будущему, о котором мы с вами говорили вначале, можно сказать, подошли почти вплотную создатели РИКОР.

– Да, наверное, это так. За исключением того, что Вещатели еще не сильно изменились, существующее телевидение пока что нельзя еще назвать интерактивным, хотя в приставке РИКОР техническая основа для этого уже заложена и для части каналов она уже работает. Следующим шагом будет увеличение скорости Интернета.

– А где можно сегодня приобрести приставки РИКОР?

– Пока их продают в магазине «ТРИ ТВ» на Высоцкого, 18д. Кроме того, от продавцов там можно получить довольно обьективную картину по всем существующим проектам наглядно, с демонстрацией всех возможностей.

 

Источник: mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий