Топливное затишье перед бурей

фото: pixabay.com

На отечественном рынке топлива наступила долгожданная стабильность — об этом в понедельник заявил вице-премьер Дмитрий Козак: «Цены заморожены и будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства, до конца марта». Причем компании, которые нарушат достигнутое соглашение, ждет наказание в виде заградительных пошлин.

Между тем независимые эксперты буквально в голос призывают власти отказаться от акциза на топливо, поскольку он составляет более 70% в цене бензина. В противном случае неизбежно очередное повышение цен на моторное топливо.

Напомним: резкий скачок цен на горючее был зафиксирован весной 2018 года. Безусловно, такая ситуация не могла остаться незамеченной. На протяжении нескольких месяцев правительство и участники рынка искали способы по обузданию стоимости горючего. В результате многочасовых обсуждений сторонам удалось договориться. 31 октября Минэнерго, ФАС, нефтекомпании и независимые НПЗ на встрече с Дмитрием Козаком согласовали так называемые меры стабилизации цен на топливном рынке. В частности, были зафиксированы объемы и цены на поставки нефтепродуктов. Как заявил Козак на совещании президента с членами правительства, соглашение уже принесло свои плоды. «Если коротко — ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства, до конца марта», — сообщил вице-премьер.

Однако рано радоваться. Как утверждают специалисты, топливное соглашение — временная мера. Причем, по их мнению, сам механизм стабилизации цен на горючее через договоренность с нефтяниками — неправильный, поскольку он не рыночный и носит временный характер. По словам независимого эксперта по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрия Лютягина, «все, что не является мерой рыночной, в любом случае рано или поздно завершает свое действие».

Как поясняет аналитик нефтяного рынка банка Raiffeisen Андрей Полищук, действующий до 31 марта 2019 года механизм регулирования цен на топливо не может функционировать на 100%, потому что в нем участвуют далеко не все игроки рынка. «Есть мелкие компании, есть трейдеры, которые занимаются перепродажей, то есть зарабатывают именно на разнице в цене, так что далеко не весь рынок можно с помощью этой договоренности охватить», — отмечает эксперт.

Как поясняет партнер консталинговой компании RusEnergy, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин, если нефтяные компании со своими бензоколонками разберутся, то с независимыми продавцами топлива (а это 60% всех АЗС в России) они ничего не могут поделать.

В результате уже сейчас работа на внутренний рынок стала для компаний попросту нерентабельной. «Производство и продажа бензина в среднем приносит убыток в 2 рубля за литр или 2,7 тысячи рублей за тонну. Это видно из разницы цен на бирже и из скачков цен на АЗС. В этом году на внутреннем рынке России будет продано 35 млн тонн бензина и 33 млн тонн дизтоплива. Таким образом, убытки участников рынка составят 175 млрд. рублей», — говорит гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

По словам Крутихина, «нужно либо повышать цены, чтобы сделать внутренний рынок рентабельным, либо государство должно отказаться от повышения налогов. Но поскольку государство не намерено отказываться от повышения налогов, цены на топливо волей-неволей непременно вырастут», — подчеркивает эксперт.

Дело в том, что компании попросту не смогут долго нести убытки — естественно, они будут их нивелировать. К сожалению, издержки будут компенсироваться за счет потребителя.

Поэтому, как утверждает Полищук, «самый нормальный и адекватный метод, по моему мнению, заключался бы в снижении налоговой составляющей на нефть и нефтепродукты. В первую очередь, речь идет об акцизах».

По словам Танкаева, уже сейчас можно видеть, к чему приведут результаты работы правительства на рынке топлива. Во-первых, нефтяные компании понесут убытки и снизят дивиденды. Во-вторых, будет ликвидирована биржевая торговля бензином и дизельным топливом. В-третьих, полностью прекратится реконструкция НПЗ и начнет снижаться качество топлива. В-четвертых, в России будет сокращаться производство бензина и дизеля и возникнет их дефицит. Это приведет к возникновению чёрного рынка топлива с ценами в 200-250 рублей за литр. Наконец, по мнению Танкаева, большинство владельцев независимых АЗС разорятся, и число заправок по стране сократится вдвое — до 12 тысяч. «Дальнейшие последствия предсказуемы», — резюмировал эксперт.  

Тем временем, в обороте все больше появляется «паленого» топлива. По данным комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на отечественном рынке достигает 60%.

Изобилие «паленого» топлива на розничном рынке обусловлено двумя причинами. Во-первых, это высокое налоговое бремя при продаже моторного топлива на законных основаниях, которое в сумме в цене горючего составляет более 60%. Это НДПИ (22,97%), акциз (21,11%), НДС (18,47%)

Во-вторых, отсутствует сквозной контроль всей цепочки — от добычи нефти до реализации моторного топлива.

Кроме того, большие НПЗ, принадлежащие крупным нефтекомпаниям, работают по техрегламентам. А вот менее крупные и мини-НПЗ грешат манипуляциями.

Контрафакт часто выпускается на тех же НПЗ, что и легальный бензин. При этом моторное топливо может отпускаться как растворитель для лакокрасочной промышленности или под видом бензина. Все зависит от условий, в которых работает конкретный НПЗ.

Следующий источник махинаций — независимые нефтебазы, где искусственно изменяют характеристики топлива. С помощью антидетонаторов (веществ, добавляемых к моторным топливам для повышения их октанового числа) «улучшаются» бензины, или летнее дизтопливо «превращается» в зимнее за счет добавления авиакеросина.

В этих условиях вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) стремятся максимизировать свою долю в переработке и продаже. Таким образом, они стараются свести на нет «паленку» на рынке. Прежде всего, это «большая четверка» рынка АЗС: «Роснефть» (около 3000 заправок), «ЛУКойл» (более 2500 заправок), «Газпром нефть» (около 1300 заправок, при этом компания увеличивает свой ритейловый сегмент) и «Татнефть» (свыше 700 АЗС).

Однако в России независимым топливным операторам, по данным ФАС, принадлежит более двух третей заправок, но они продают только около 40% моторного топлива.

Решить проблему «паленого топлива» может только создание надежной системы контроля объемов добычи нефти и последующего ее продвижения по путям переработки, по аналогии с системой ЕГАИС, созданной в 2005 году для контроля оборота алкогольной продукции. Ведь продажа моторного топлива в наши дни — один из последних крупных сегментов рынка, где не налажен цифровой налоговый контроль.

Наладить надежный контроль при продаже бензина и дизеля с технологической точки зрения не сложнее, чем на алкогольном рынке. Это можно сделать даже быстрее и эффективнее, учитывая технологии, появившиеся в последние годы. Однако в решении бюджетных проблем правительство, к сожалению, пошло по пути повышения налогов, увеличив НДС с начала 2019 года до 20%.

Это принесет в бюджет 600 млрд рублей. Но даже пресечение неуплаты налогов только с 30% продаваемого топлива уже дает сопоставимую сумму. Если же говорить об исключении нарушений в обороте нефти и нефтепродуктов, то бюджет в результате может получить несколько триллионов рублей.

Источник: mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий