Четыре года ассоциации с Евросоюзом: Кишинёв не получил ни стабильности, ни богатства

Первого июля 2016 года вступило в силу Соглашение о ассоциации меж Европейским Союзом и Республикой Молдова

Как и положено годовщине всякого знаменательного действия, в этот денек в нашей стране звучат речи дипломатов и ответственных лиц. В их обязательно находятся слова «приобретение статуса современной европейской страны», либо «европейские эталоны демократии и благоденствия для всех наших людей», также «необратимость евро курса».

Не считая того, в особенности усердно публикуются прекрасные диаграммы и таблицы, полные цифр со почти всеми десятичными знаками. И речи, и таблицы имеют одну цель — показать, что всем, — от предпринимателя и учителя, до фермера и доктора, — в Молдове жить сделалось лучше, жить сделалось веселее.

Но чувства праздничка нет. Это тот вариант, когда «за деревьями не видно леса» — сколько бы таблиц ни выдали в этот денек на-гора министерства и ведомства, у людей Молдовы отсутствует чувство, что жизнь стала лучше. Не замечается на их лицах бурного веселья.

Быть может, это поэтому, что опосля вступления в силу Соглашения о ассоциации с ЕС они получили совершенно не то, что им обещали.

Обещали, что ассоциация приведет Молдову в состав ЕС

А что обещали? Этот вопросец — тоньше, чем может показаться. Формально не обещали ничего, не считая безвизового режима с ЕС и особенного режима преференциальной торговли DCFTA. Конкретно так для вас и произнесет сейчас хоть какой бюрократ, имеющий отношение к реализации пт соглашения — и со стороны Молдовы и тем наиболее, со стороны Евросоюза. «Безвиз» есть? Вот он. DCFTA находится? Полностью.

Но если поворошить прошедшее и вспомянуть, какой месседж несли потоки пропаганды, агитирующей обитателей Молдовы «за ассоциацию», то вы удостоверьтесь, что обещали совершенно другое — вступление страны в состав Евро союза.

Еще в 2014 году, когда переговоры о подписании соглашения о ассоциации входили в оканчивающую фазу, прошлый премьер Владимир Филат пообещал, что благодаря этому документу Молдова станет полноправным членом ЕС в 2020 году.

Иной прошлый премьер, Юрий Лянкэ, который подписал контракт о ассоциации с Европейским союзом в Брюсселе, пообещал подать заявку на вступление Молдовы в ЕС уже во 2-ой половине 2015 года.

Вот мы и в 2020 году, а Европейский альянс сейчас от Молдовы далее, чем четыре года вспять. По последней мере, иллюзии уже развеялись даже у тех, кто их серьезно питал.

Молдову лишили режима асимметричной торговли с ЕС

Почти всем сейчас хотелось бы создать вид, что ничего подобного не было. Что Соглашение о ассоциации с ЕС — это совсем не политический, не конъюнктурный, а только экономический документ. Ведь сейчас, в 2020 году, дискуссии о вступлении Молдовы в Европейский альянс воспринимаются не по другому, как старенькый и несмешной смешной рассказ.

Сменили риторику и проевропейские политики. Сейчас они уверяют общественность, что сегодняшний «вечноинтегрирующийся» статус Молдовы — это конкретно тот приз, ради которого стоило отрешиться от перспектив на рынках СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР), и до этого всего, на русском рынке. Уверяют, что необходимость длительно и тяжело договариваться о квотах на поставку молдавской продукции в Россию — это неминуемая плата за доступ на рынки Евросоюза.

Но это неправда, поэтому что к 2016 году Молдова уже восемь лет воспользовалась всеми выгодами принятого в 2008 году соглашения о асимметричной торговле с ЕС, которые дополнялись выгодами от вольной торговли со странами СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР).

Асимметричный режим, когда Молдова воспользовалась квотами на беспошлинную торговлю с Евросоюзом, не налагая на себя твердых политических обязанностей, чреватых конфронтацией, обосновал свою эффективность. И никто в Брюсселе не гласил о отказе от этого режима — пока в 2009 году в Молдове не пришел к власти 1-ый «Союз за евроинтеграцию».

Единственная причина, по которой режим асимметричной торговли был прекращен — это пуск «ассоциации с ЕС», которая заменила собой ранее заключенные торговые соглашения.

Не экономический, а политический документ

Соглашение о ассоциации с ЕС имело не экономическое, а политическое измерение. Этот документ запустил в Молдове процесс «геополитического раскола», который предназначил и политическую, и экономическую, и социальную жизнь страны на годы вперед.

Конкретно тогда в публичном пространстве Молдовы Европа была агрессивно противопоставлена Рф, а антироссийская риторика перебежала из разряда конструктивной экзотики в повестку парламентских обсуждений и внешнеполитических деклараций.

Контракт о ассоциации стал крайним определенным проектом, который Европейский альянс предложил Молдове, верно указав ее пространство — в буферной зоне вне ЕС, подконтрольной НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок) и дистанцированной от Рф и СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР).

Если это и был шаг, то не к вступлению в ЕС, а в сторону — в тупик, где нашей стране и предлагалось находиться до того времени, пока для нее в Брюсселе не выдумают какой-либо иной план.

Молдова не стала богаче

Спустя четыре года деяния Соглашения экономика нашей страны не показывает признаков оживления.

В отчете МВФ, размещенном в марте 2020 года, — еще до начала масштабных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, — не звучало оптимизма и не выслеживалось результатов благотворного воздействия «доступа на рынки ЕС с 500 миллионами потребителей». А такие перемены просто должны были произойти — если б ассоциация с ЕС была так прибыльна, как о этом гласили.

Сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, макроэкономические перспективы Молдовы как и раньше подвержены рискам. МВФ предсказывал (еще «до коронавируса»), что рост замедлится до 3,8 процента в 2020 году, наружный спрос продолжит падать, а сельскохозяйственное создание — понижаться.

Основной результат 4 лет

Отсутствие прогресса в Кишиневе стильно разъяснять тем, что это Молдова «недорабатывает» и как следует, сама повинна.

В феврале 2020 года тогдашний министр зарубежных дел и европейской интеграции Аурелиу Чокой заявил, что Государственный план действий по реализации контракта о ассоциации с ЕС на 2017–2019 годы выполнен не наиболее, чем на 72 процента. Практически, не был завершен даже отчет о реализации государственного плана действий по договору о ассоциации Молдовы и ЕС за 2016 год, отметил министр.

В качестве предпосылки был назван перманентный политический кризис. Но ясно, что если стратегический план не работает в протяжении 4 лет — то это неувязка не столько «нехороших» исполнителей, сколько самого плана. Который и стал в 2016 году генератором длительного политического кризиса.

Можно сколько угодно ассоциировать десятые толики процентов, рассказывая о росте в торговле с ЕС (и «запамятывая» о циклопических убытках в торговле с Россией и СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР)), но эта эквилибристика не способна заслонить последующий, обычной и ясный факт.

Соглашение о ассоциации с ЕС не сделало обитателей Молдовы богаче, не открыло для экономики новейших перспектив. И это основной результат 4 лет, прошедших со денька вступления контракта в силу, перед которым меркнут любые колонки цифр и любые разноцветные диаграммы.

Александр Исаев, Спутник Молдова

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий