«Тупого Сережу» попытались разыграть «курьеры»

Источник: piter.tv

Дмитрий Данилов — популярный нынче драматург. В 2018 году его пьеса "Человек из Подольска" получила премию «Золотая Маска» в номинации "работа драматурга". В "Театре на Литейном" прошла читка пьесы Данилова "Сережа совсем тупой" (режиссер читки — Виктория Луговая). При определенном прочтении в пьесе можно рассмотреть скрытый смысл.

В жанре абсурда

Читка пьесы, исходя из названия — это когда актеры читают текст пьесы с листа перед зрителями. Казалось бы, читке до настоящего спектакля далеко. Однако этот жанр театрального искусства эволюционирует: получает своего режиссера, модератора и превращается почти в полноценный спектакль. В этом убедились зрители, оказавшиеся в камерном зале "Театра на Литейном".

Сюжет пьесы "Сережа очень тупой", на первый взгляд, не имеет ничего общего с действительностью и абсолютно абсурден. Главного героя зовут Сергей. Он программист, ему примерно 30 лет. Он живет в московской квартире. Ему звонит на мобильник курьер и сообщает, что сейчас Сереже доставят посылку. Три курьера приезжают и целый час сидят в квартире у Сергея, ведут с ним душевные разговоры (хотя никакую посылку он не заказывал). Выгнать их он не может, полиция на помощь ехать отказывается. При этом курьеры рассказывают Сергею, что умеют многое: кому-то из клиентов операцию сделали, кого-то из петли вынули, кого-то похоронили. В общем, какие-то навязчивые, странные курьеры. Сереже от них не по себе.

Затем приходит жена Сергея — Маша, его ровесница. Она рада курьерам, угощает их, любезничает с ними. Курьеры спустя час откланиваются. При этом они оставляют посылку, ради которой пришли. Сережа по-прежнему не знает, от кого посылка и что в ней.

Супруги остаются один на один с посылкой. В посылке что-то шевелится. Жену охватывает паника, она настаивает, чтобы Сережа выбросил посылку. Он выполняет просьбу жены и выносит посылку из дома, возвращается. Теперь супругов ничто не тревожит.

Второй смысл

Если идти по сюжету буквально, то это — всего лишь абсурдная сказка. Ну мало ли дураков ходит. Ну мало ли, что привидится, померещится. Ни смысла, ни намеков — просто смешно. Ха-ха? Нет, ощущение от пьесы может быть и совершенно иным, зловещим, кафкианским.

Курьеры (актеры Сергей Шоколов, Игорь Ключников, з.а. России Николай Соловьев) настойчиво называют свою организацию — Службой. При Службе есть Академия. Попадают в Службу люди как бы "случайно": отслужил в армии, потом приятель "предложил" работу. Три человека — с очень похожей биографией, даже из города они одного. Все наталкивает на то, что это — вовсе не "курьеры", а представители определенной силовой структуры, которая охотится за Сережей.

Но что нужно лжекурьерам от Сережи (актер Игорь Милетский)? Разговаривают они с Сережей вкрадчиво. Выведывают информацию о его работе. А заодно ловко пугают. Например, оказывается, они (курьеры!!!) вот кому-то медицинскую операцию почти случайно сделали: удалили аппендицит. Без наркоза. Кровищи было — море. Судьба того пациента неизвестна — возможно умер…Страшно?

А вот другой человек вешаться собрался. Так они ему помогать стали. Вроде, от самоубийства человек отказался, а все равно не по себе…

"Курьеры" начинают с Сережей играть "в города". Игра проходит по каким-то правилам, которые известны только им, Сережа ошибается. А они сообщают, что во время игры "в города" у них-как-то собеседник умер. У зрителя закрадывается подозрение: если упоминаемые в игре российские города все, по большей части, северные, то не места ли это лагерей, ссылок, колоний, куда вполне может угодить Сережа за какие-то провинности — и там сгинуть?

Курьеры вкрадчиво интересуются, почему Сережа не завел детей. Есть ощущение, что дети "курьерам" нужны для того, чтобы Сережей было проще манипулировать. Ведь человека с детьми всегда проще напугать: "не делайте глупости, вы о детях своих подумайте".

Минимум выразительных средств

Не забываем, что это всего лишь читка пьесы, а не спектакль. Поэтому выразительных средств у актеров мало. Никаких особых декораций нет, нет переодеваний, нет грима, игры со светом. Однако при минимуме средств — актеры умудряются передать атмосферу прессинга, насилия. Вот они вдвоем садятся на третьего курьера, лежащего на стульях, изображаю медицинскую операцию — да так садятся, что он краснеет: вот и вправду сейчас кишки из человека полезут… А вот они взбираются на стулья, изображая приготовления к повешению: и действительно веришь, что эти три человека и вправду могут кого-нибудь затолкать в петлю…

У них с собой есть все: веревка, скальпель, саперная лопатка. Зачем лопатка? А вдруг кого-нибудь надо закопать? И вот на сцене перевернутый стул, на котором, как на покойнике — нелепая одежда и обувь. Жуть как напугали Сережу!

Приходит жена Сережи (актриса Наталья Ионова): это — душевная женщина. Поначалу она не пугается "курьеров". Ей нравится их "широта души". Они и вправду неплохие парни, поют красиво. Ну так устроены некоторые русские женщины: скучно им с "сухим" мужем-программистом, им душевных мужиков подавай, с казачьими песнями, которые "курьеры" залихватски исполняют.

Однако курьеры уходят, а благодушие жены вдруг сменяется неподдельным испугом: она чувствует опасность, исходящую от посылки, и впадает в истерику, молясь о том, что с Сережей ничего не случилось от действий лжекурьеров. Вот такая, она, русская женщина: открытая новым впечатлениям, но и все-время начеку, потому что в крови — страх перед репрессиями…

Итак, в итоге все закончилось хорошо. Возможно, представители какой-то силовой структуры пришли Сережу просто напугать, чтобы сильно не умничал, программист хренов, а то возомнил про себя неизвестно что. Принесли ему "курьеры" таинственную посылку с чем-то зловещим (с полонием, газом "Новичок" или просто "пугалками"). Рассказали страшилки. Напугать получилось. И ушли.

А что же Сережа, и почему он "тупой"" (судя по названию пьесы)? Сережа — возможно, немного аутичный, замкнутый, невротический, эмоционально некомпетентный человек. Он быстро сдается перед трудностями, не понимает, что происходит. Он пытается спорить с "курьерами", но не получается, и он с удовольствием замыкается в своем мире с наушниками в ушах.

Драматург Данилов в одном интервью утверждал, что эта пьеса — про вторжение иррационального в повседневное. В общем, не такой уж его Сережа и тупой, а, скорее, ленивый. Он — сложный, и когда-нибудь ему придется и в себе, и в проблемах страны разобраться, чтобы не стать жертвой "лжекурьеров", под маской которых может быть влиятельная государственная Служба или кто-то еще.

Автор: Родион Чепалов

Фото: ВКонтакте / Театр "На Литейном"

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий