Топливный заговор

Значительный рост стоимости топлива, произошедший весной этого года, может быть следствием планомерной политики независимых розничных продавцов бензина. Как заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Коммерсантъ FM», «локальные региональные сети создают монопольные империи», при этом несправедливо обвиняют крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании в завышении оптовых цен на сырье. Большинство экспертов придерживаются аналогичного мнения, расценивая поведение независимых торговцев как предъявление ультиматума правительственным ведомствам и рядовым потребителям, за счет которого можно будет частично оправдать будущие ценовые скачки на топливо.

фото: Наталия Губернаторова

Соглашение правительства с крупными нефтяными компаниями о «заморозке» цен на розничных заправочных комплексах страны до 31 марта 2019 года, позволит сдержать возможный рост стоимости топлива. Однако этот компромисс оказался вынужденным, причем, крупные нефтяные компании, которые гарантировали сдерживание стоимости горючего, оказались практически в безвыходной ситуации. Именно большие холдинги обычно принято винить в завышении розничных ценников на АЗС. Если детально разбираться в сложившейся ситуации, то положение вещей оказывается прямо противоположным.

По словам руководителя Центра политической информации Алексея Мухина, вертикально-интегрированные компании (ВИНК), регулярно несущие серьезную социальную нагрузку, высокое налоговое бремя, вкладывающие значительные инвестиции в разведку месторождений, увеличение добычи углеводородов и в совершенствование перерабатывающих мощностей, регулярно сталкиваются с конкуренцией сомнительного вида со стороны независимых продавцов топлива.

«Те, кто рискует заправляться на «небрендовых» заправках, использующих, в том числе и свои собственные производственные мощности, не всегда отвечающие современным требованиям или мощности соответствующих поставщиков, чаще могут «нарваться» на суррогатное топливо. А что случится в этом случае с вашим авто, думаю, объяснять не надо: станция техобслуживания – перебор мотора и всей топливной системы. К сожалению, так называемые «независимые» АЗС часто используют и различные «контрафактные» схемы, которые позволяют продавать моторное топливо «мимо налогов», что позволяет нарастить сверхприбыль», рассказал политолог Алексей Мухин Газете.ru.

Но отличие между «крупными» и «независимыми» игроками на рынке топлива — не только в этом. «Крупные компании, осуществляющие всю производственную цепочку — от добычи сырой нефти до поставки готового сырья на заправочные станции, берут на себя обязательства по обеспечению внутреннего отечественного рынка горючим. Большая часть независимых компаний не обязаны этого делать», — отмечает Мухин. Крупные, в первую очередь, государственные компании являются примером социально-ответственного ведения хозяйства, поставляя на внутренний рынок практически весь объем произведенного бензина. При этом владельцы региональных розничных сетей АЗС постоянно пытаются обвинить их в регулировании цен на горючее. И хотя подобные претензии звучат неубедительно — данные ЦДУ ТЭК доказывают, что экспорт у той же «Роснефти» составляет не более 3% от общего объема производства бензина, — независимые торговцы продолжают обвинять именно крупные холдинги в росте цен на горючее.

Между тем, этот тезис легко оспорить. Независимые продавцы топлива, как свидетельствует собственные данные частных сетей АЗС, занимают до 60% отечественного рынка сбыта горючего. Вместе с тем, они практически не испытывают социальную нагрузку, а персонал подобных станций, в основном, является непостоянным, что не обязывает работодателей к дополнительной фискальной нагрузке.

По словам Алексея Мухина, «частные сети закупают в четыре, а то и пять раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности — это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами».

Эксперт объясняет, что непрозрачная структура покупки и сбыта позволяет «независимым» не раскрывать информацию о сделках. Этим пользуются недобросовестные участники рынка. «Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя», — утверждает Мухин.

На сегодняшний день ситуация такова, что частные владельцы АСЗ фактически предъявили ультиматум правительству. В частности, Независимый топливный союз обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину, в котором предупредил о бедственном положении своих членов. Авторы обращения не исключают «возможность всероссийской забастовки независимых АЗС».

Эксперты полагают, что за подобным вызовом обществу могут скрываться частные интересы недобросовестных владельцев независимых АЗС. Политолог Мухин ссылается на случаи, когда «частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят». «Достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива», — предупреждает эксперт.

С тезисом о том, что ответственность за взлет бензиновых цен неоправданно перекладывается с независимых участников рынка на ВИНКи, согласен и Рустам Танкаев, гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России. «После того, как вся проблема с неликвидностью бензинового рынка была переложена на плечи вертикально интегрированных компаний, в первую очередь, «Роснефти», конечно же, нашлись люди и компании, которые вот эту самую прибыль утраченную решили присвоить себе. Это, безусловно, не рыночный ход, это несправедливо и чрезвычайно неприятно нефтяным компаниям, потому что они оказываются заложниками очень сложной рыночной ситуации, они работают себе в убыток. В то же время компании-посредники, компании-реализаторы забирают на себя прибыль и ожидания потребителей, что цены будут расти», — пояснил эксперт Business FM.

Он рассказал о тех способах, с помощью которых эти участники рынка получают свою сверхприбыль. «Партии многократно перепродаются, они первично покупают на бирже по фиксированной цене, установленной соглашением, нефтепродукты, то есть бензин и дизельное топливо для дальнейшей продажи. Потом они перепродают, причем перепродают во многих случаях сами себе по несколько раз. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС. Страдает население, страдают и вертикально интегрированные нефтяные компании», — пояснил Танкаев.

Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев: «Игорь Иванович Сечин в общем достаточно полно объяснил ситуацию, которая связана с нездоровой активностью, так называемых, независимых АЗС, точнее некой группы лоббистов, которая от их имени выступает…Все эти лоббисты являются активными игроками местного рынка: «И не просто игроками, а полумонополистами или монополистами, перекупщиками и трейдерами. И когда они говорят, что им не хватает каких-то объёмов, они в своих розничных сетях реализуют, они реализуют малую часть того, что они закупают… Надо очень серьёзно посмотреть, как именно они независимые АЗС реализуют топливо, потому что «маржа эта получается в процессе накрутки между цепью аффилированных посредников», — сообщает «Лента.ру».

«Роснефть» также выдвинула ряд предложений по стабилизации розничных цен на горючее: в частности, перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в регионы, с одновременным созданием системы учета качества производителя топлива. Кроме того, существуют предложения по введению механизма плавающих ставок акциза на топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что может снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены.

Благодаря этим мерам, бензиновый рынок может стать гораздо более прогнозируемым и прозрачным. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка — каждая компания будет обязана направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. Учитывая, что Россия, добывающая примерно 520 млн. тонн нефти в год, потребляет всего 90 млн., выполнить такое условие вполне возможно. Правда, избежать пресловутого дефицита будет проблематично, если независимые розничные торговцы горючим продолжат предъявлять руководству страны свои категорические претензии.

Источник: mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий