Албания: фактор влияния на Балканах

13 августа 2001 г. было подписано Охридское соглашение, положившее конец вооруженным конфликтам между македонцами и албанцами в Северной Македонии

С этого момента страна постоянно находится в политическом кризисе, регулярно вызываемом так называемым албанским фактором в этой стране. Но Северная Македония — не единственная страна, столкнувшаяся с этими проблемами. Влияние этого фактора также существенно присутствует в Черногории, Сербии и ее автономном крае — Косово, который находится под оккупацией Албании с 1999 года.

Албания, государство, образованное в 1912 году, с тех пор настаивает на дальнейшем расширении своих границ, создавая так называемую «Великую Албанию» или «Природную Албанию», которая помимо территории, оккупированной в 1912 году, также имеет претензии на территорию Сербии, Черногории, Северной Македонии и Греции, то есть стран, в которых проживают албанские общины.

С момента появления так называемой «Призренской лиги» в 1878 году, а затем и Албании в 1912 году, страна стремилась к получению территории Сербии. Соглашение о границах, подписанное между Королевством Югославия и Албанией в 1928 году, очевидно, ничего не значило для албанских сепаратистов, поскольку они действовать в соответствии с планами по отделению. В 1942 году были сформированы «Вторая призренская лига» и «Ханджарская дивизия», которые во время Второй мировой войны стали союзниками немецких нацистов.

После войны, с 1945 по 1974 год, албанцы из Албании начали массовую эмиграцию в Косово и медленно отталкивали и изгоняли косовских сербов с этой территории. Позже косовским албанцам была предоставлена автономия в соответствии с югославской конституцией 1974 года, которая, очевидно, была для них недостаточной, поскольку они продолжали инициировать восстания. В 1981 году албанцы организовали акции протеста с требованием получения статуса республики вместо автономии. После короткого перемирия албанские ирредентисты в Косово снова начали сеять там хаос в 1987 году, когда формально начался распад СФРЮ. После того, как в 1997 году закончились войны в Боснии и Хорватии, Соединенные Штаты возобновили «албанский фактор» в Косово, поддержав так называемую «Освободительную армию Косово».

У «ОАК» были тренировочные лагеря на севере Албании недалеко от сербской границы, откуда они время от времени перепрыгивали на сербскую территорию и осуществляли террористическую деятельность. В 1998 году эта террористическая организация начала открытый конфликт с силами безопасности Сербии и тогдашней СРЮ. Соединенные Штаты, воплощенные в лице тогдашнего высокопоставленного чиновника Ричарда Холбрука, поддержали вооруженное восстание «ОАК» против сербского правительства. Однако предшественник Холбрука Роберт Гелбард ранее называл АОК «без всяких вопросов террористической группой». Силы безопасности Сербии подавили группировки албанских боевиков, но США и НАТО начали воздушную агрессию против СРЮ, которая привела к присутствию сил США и НАТО в Косово и потере суверенитета Сербии над этим краем. Сразу после окончания агрессии террористические действия начались в сербских южных муниципалитетах Прешево, Буяновац и Медведя, которые административно не принадлежат Косово, с намерением присоединить эти муниципалитеты с албанским большинством к Косово, а затем к Албании. Между тем косовские албанцы провозгласили независимость Косово в 2008 году и сразу же были признаны США и большинством западных стран. После провозглашения независимости граница с Албанией была отменена и начался процесс неформального объединения. Хотя конфликты в так называемой «Прешевской долине» были прекращены в 2001 году, албанский фактор здесь не исчерпывается — наблюдается заметная массовая покупка недвижимости албанцами на территории юго-восточной Сербии, которую они считают частью «природной Албании».

В Черногории не было вооруженных конфликтов, но на прежнее правительство этой страны полностью повлиял албанский фактор. Каждое правительство Черногории было сформировано с участием албанцев. За независимость Черногории на референдуме 21 мая 2006 года проголосовали в основном албанцы. Сразу после референдума небольшой городок Тузи, населенный преимущественно албанцами, получил статус муниципалитета. Государство Черногория по сути не имеет власти над муниципалитетами Тузи и Улцинь, куда регулярно приезжает премьер-министр Албании Эди Рама, не уведомив черногорские власти, и полиции Черногории не разрешено вмешиваться в эти территории. И теперь, когда режим Мило Джукановича окончательно пал, формирование нового правительства уже планируется под албанским влиянием — албанцы, которые имеют всего 4 мандата, без которых невозможно сформировать большинство в парламенте, просят самые важные претендуют на должности в важнейших министерствах.

Сразу после Косово Северная Македония стала жертвой проекта Великой Албании. После перемирия 2001 года албанский фактор стал брать на себя все рычаги власти в этой стране. Под их влиянием Македония признала Косово в 2008 году, а в 2017 году македонская оппозиция, состоящая из нескольких политических партий, объединенных с македонскими албанскими партиями, свергла регулярное правительство после серии протестов, в результате которых из страны уехал президент Никола Груевски. Пока что Греция — единственная страна, у которой пока нет видимых проблем, хотя у греческого меньшинства в Албании действительно возникают периодические проблемы. Рост напряженности между албанским правительством и этническим греческим меньшинством особенно очевиден в областях культурной и образовательной политики, поскольку они влияют на образование на греческом языке. То же самое и с сербским меньшинством в Албании. Албанцы и албанские общины, проживающие в соседних балканских странах, уже более века навязчиво мечтают об одной и той же мечте — жить вместе в одном государстве, «естественном» и «великом», как они его называют, и это привело к эксплуатировалась США в течение последних 30 лет, что привело к дестабилизации региона с целью, можно предположить, взять его под свой контроль. В глазах албанцев эта эксплуатация рассматривается как поддержка, помощь, за которую в Косово прославляют лидеров американских демократов; главная улица Приштины названа в честь Билла Клинтона со статуей его самого и Мадлен Олбрайт. Благодаря Соединенным Штатам навязчивые мечты о Великой Албании на Балканах постепенно сбываются. За последние 100 лет все попытки албанцев дестабилизировать Балканы заканчивались неудачей. Однако сегодня благодаря США это не так. Косово практически независимо, без границы с Албанией, а Сербия имеет ограниченный суверенитет над «Прешевской долиной». Северная Македония не контролирует запад страны, и македонцы постепенно становятся меньшинством в своей стране. Черногория имеет только формальный контроль над Малесией и Тузи, а формирование нового правительства буквально зависит от албанцев.

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий