Покупая новый автомобиль, надо заранее думать, как его продать

Приобретая автомобиль, среднестатистический россиянин пока не привык задумываться о таком понятии, как остаточная стоимость. Большинство из нас покупают машину, руководствуясь в основном эмоциями – нравится автомобиль или не нравится, престижен он или нет, а также платежеспособностью – хватает ли средств на покупку и содержание выбранной машины. Или наоборот – на первом месте цена, а уже потом при имеющемся бюджете покупатель начинает «примерять» на себя модельный ряд, иногда расширяя этот «коридор» с помощью доступных кредитов.

Из истории вопроса

Мысли о том, как через несколько лет с наименьшими потерями продать машину на вторичном рынке, в момент покупки нас обычно не посещают. Ну, в лучшем случае мы где-то слышали, что в первые три года новый автомобиль теряет чуть ли не треть от начальной стоимости. И это нормально для бытового уровня.

Однако специалисты автобизнеса не должны мыслить такими субъективными оценками, потому что на понятии остаточной стоимости завязаны многие расчеты и бизнес-процессы. Здесь нельзя ориентироваться на приблизительные цифры, потому что автомобили теряют свою стоимость по-разному, в зависимости от ряда факторов. Когда одни модели теряют за 3 года 40% от первоначальной цены, а другие только 20%, не учитывать этот фактор – все равно что пускать деньги на ветер.

Первыми в нашей стране, основываясь на своих статистических данных, проводить исследования по остаточной стоимости начали специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ». С 2011 года здесь собирают информацию по стоимости новых и подержанных автомобилей. В 2014 году эксперты агентства впервые взяли цены 2011 года и сопоставили их с цифрами по 2014-му при перепродаже. На основании полученных результатов эксперты узнали, как ведут себя на рынке различные автомобили в зависимости от марки, модели и комплектации. Такое исследование в агентстве «АВТОСТАТ» стали проводить ежегодно и назвали его Residual value. Позже в расчетах стали учитывать тип двигателя и трансмиссию, разновидность привода, тип кузова и даже наличие дополнительного оборудования.

Подводя итоги исследования по вторичному рынку за 2020 год, эксперты агентства «АВТОСТАТ» учитывали цены легковых автомобилей почти 50 брендов, около 300 моделей и более чем 2000 модификаций. Подробности этого исследования будут озвучены 4 февраля в рамках 7-й ежегодной премии «Residual value – 2021». 

Кому нужнее?

Первое время участников рынка интересовали расчеты только по трехлетним автомобилям – срок сопоставимый с периодом гарантии, которую дает автопроизводитель на новый автомобиль. Это связано с тем, что для некоторых автовладельцев принципиально важно ездить на автомобиле, ремонт которого гарантирован производителем. Конечно, встречаются те, кто меняет машины чаще или реже. Еще есть банки и лизинговые компании, для которых данные по остаточной стоимости важны для точной разработки кредитных и лизинговых программ.

Сегодня в агентстве «АВТОСТАТ» делают расчеты по годовалым, трехлетним и пятилетним автомобилям. Последний расчет очень удобен еще и потому, что некоторые производители предоставляют пятилетнюю гарантию на свои автомобили.

Критерии рейтинга. Как это считают

В исследовании «Residual value» для корректной оценки остаточной стоимости в процессе расчета из общего массива данных, как правило, исключают модификации с низким уровнем предложений на вторичном рынке. Кроме того, эксперты не учитывают автомобили, требующие кузовного ремонта и не соответствующие по году выпуска справочным значениям исследуемых моделей. Также не берутся в расчет автомобили, имеющие расхождения в цене на 50% и более от среднего значения по выборке для конкретной модели. В общем, процесс предварительной выборки достаточно глубок.

Затем все модели, участвующие в исследовании, ранжируются с учетом ценового позиционирования и делятся на два класса – STANDART и PREMIUM. И уже потом берется цена, рассчитанная с учетом веса модификации в общем объеме продажи модели на рынке, и цена ее перепродажи (оба показателя – в рублевом эквиваленте). Так, путем сложных и объективных расчетов появляются индексы остаточной стоимости и формируется рейтинг моделей по сегментам.

Какие бренды держат цену лучше

Лет 15 – 20 назад ориентироваться на авторынке было проще. Потому что, помимо цены и эмоций, у российских автолюбителей был еще один ориентир при покупке автомобиля – географическая принадлежность бренда покупаемого автомобиля, точнее, имидж производителя и некая история бренда. Так, на фоне бедных комплектаций и среднего качества сборки продуктов отечественного или китайского автопрома предложения немецких и японских автопроизводителей выглядели солиднее и привлекательнее для потенциальных покупателей.

Сегодня, как и много лет назад, многие продолжают считают Toyota и Mercedes-Benz надежными брендами, и за счет такой преемственности и такого имиджа автомобили этих марок и сейчас хорошо сохраняют свою стоимость. Однако за последние несколько лет свою остаточную стоимость сумели поднять и другие производители. Например, с точки зрения технологий, качества, оснащения, соотношения «цена – качество» и грамотно выстроенного маркетинга в лидерах этого рейтинга нередко появляются корейские автомобили.

В своей ценовой категории на рынке появились интересные с точки зрения конкурентоспособности предложения и у представителей китайского автопрома. Это позволяет отдельным моделям из Поднебесной тоже попадать в лидеры рейтинга по остаточной стоимости, а соответственно быстрее и с большей выгодой продаваться на вторичном рынке. Так, в рейтинге лидеров «Residual value» уже побывали представители брендов Chery (в котором активно занимаются маркетингом и продвижением своей продукции), Great Wall Hover (в классе больших SUV в сегменте STANDART), Geely (с моделью Emgrand). То есть, мы видим, что прежние ориентиры, основанные чисто на имиджевой привлекательности, на современном этапе развития российского рынка уже не так важны. Новый критерий – остаточная стоимость – работает более эффективно.

Что еще имеет значение?

Какие еще особенности могут влиять на продажу автомобиля с пробегом? Конечно же, количество владельцев, история машины (возможно, она работала в такси или каршеринге, активно эксплуатировалась на развозке пиццы или почты), пробег, состояние автомобиля – все это сохраняет свое значение при покупке/продаже. Нужно помнить, что иногда влияет рестайлинг – и подождать с покупкой нового автомобиля или, наоборот, ускорить ее.

Потому что благодаря выходу на рынок более дорогой комплектации предыдущая, как правило, резко падает в цене на вторичном рынке. Но бывает, наоборот, когда она поднимается в цене, и владельцы, проездив на машине два – три года, потом могут продать ее практически по цене покупки. И такие примеры на российском рынке уже были. А практически все, что не укладывается в эти нюансы, дает нам индекс остаточной стоимости, методику расчетов которого эксперты, конечно, будут совершенствовать и дальше.

«Исследование «Residual value» несет практическую пользу, как для продавцов, так и для покупателей автомобилей, позволяя получить представление о том, насколько конкретная модель теряет в цене по истечении определенного периода времени», – отмечает Дмитрий Ярыгин, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ».

Более подробно узнать о том, насколько важна тема остаточной стоимости для производителей, дилеров и других участников авторынка, можно в ходе 7-й ежегодной премии «Residual value – 2021», которая пройдет в режиме онлайн 4 февраля. Ее организатором выступает аналитическое агентство «АВТОСТАТ», а генеральным информационным партнером – Авто Mail.ru.

Фото: 1 – LADA; 2, 3, 4 – АВТОСТАТ

Источник: autostat.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий