Стратегия Байдена: отказ от войн на фоне страха перед конкуренцией

Белый дом представил промежуточную стратегию США по национальной безопасности

Новая американская администрация настроена на значимый диалог с Россией и Китаем по современным военным технологиям, влияющим на стратегическую стабильность, а также на сокращение роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США.

Документ, как сообщает ТАСС, распространен от имени президента Джо Байдена и предназначен для отвечающих за обеспечение национальной безопасности государственных структур. Он предваряет новую редакцию Стратегии национальной безопасности США, которую, как сообщила ранее пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, нынешнее правительство планирует подготовить позднее в текущем году.

Пресса особо обращает внимание на пункт, в котором обозначено, что Соединенные Штаты не собираются устраивать «дорогостоящие гонки вооружений». Кроме того, Вашингтон планирует активно продвигать идеи контроля над вооружениями и добиваться заключения с иностранными партнерами новых соглашений в этой сфере, заверяет Белый дом. «Поэтому мы быстро действовали в целях продления Нового ДСНВ с Россией. Мы также будем добиваться, когда возможно, заключения новых договоренностей по контролю над вооружениями», — пишут авторы промежуточной стратегии.

Вместе с тем, Соединенные Штаты проведут оценку численности, структуры и возможностей своих вооруженных сил «перед лицом вызовов», связанных с Россией и Китаем. «Мы будем поддерживать боеготовность и обеспечим, чтобы ВС США оставались наиболее подготовленными и хорошо снабженными силами в мире», — отмечается в тексте. Вашингтон намерен также «сместить фокус с ненужных устаревших платформ и систем вооружений, чтобы высвободить ресурсы для инвестиций в передовые технологии и возможности».

«Соединенные Штаты никогда не станут колебаться, решая, стоит ли применить силу, если это необходимо для защиты наших жизненно важных национальных интересов», — подчеркивается в документе. Однако в то же время в нем отмечается, что «использование военной силы должно быть крайней мерой», а на первый план необходимо вывести «дипломатию, развитие и искусство экономического управления».

Ещё один особо заинтересовавший экспертов пункт стратегии касается отказа США от участия в «вечных войнах», отнимающих массу ресурсов и человеческих жизней. При этом американцы постараются ответственно завершить миссию в Афганистане, предварительно убедившись, что эта страна «больше не превратится в безопасное убежище для террористов, совершающих атаки против нашей страны».

Вашингтон пообещал укрепить союзы с Австралией, Японией и Южной Кореей, углубить партнёрские отношения с Индией и Новой Зеландией, а также с Сингапуром, Вьетнамом и другими государствами АСЕАН. Само собой, в приоритете союзничество с ЕС и Великобританией. Среди стран Ближнего Востока особо упоминается Израиль.

Текущая ситуация, как считает администрация Байдена, призывает двигаться вперед, а «не отступать — смело побуждать мир к обеспечению безопасности, процветания и свободы американцев». США намерены противостоять изменению расстановки сил в мире, которая создает новые угрозы. По мнению авторов стратегии, «Китай, в частности, становится более агрессивным», а «Россия по-прежнему полна решимости усилить свое глобальное влияние и играть деструктивную роль на мировой арене». «И Пекин, и Москва вложили значительные средства в усилия, направленные на то, чтобы проверить силы США и помешать нам защищать наши интересы и союзников по всему миру», — полагают в Белом доме.

Как отмечается в документе, «судьба Америки неразрывно связана с событиями за ее границами». «Мы противостоим пандемии, сокрушительному экономическому спаду, кризису расовой справедливости и обостряющейся чрезвычайной климатической ситуации. Мы сталкиваемся с миром растущего национализма, отступающей демократии, усиливающегося соперничества с Китаем, Россией и другими авторитарными государствами, а также технологической революцией, которая меняет все аспекты нашей жизни. Это время беспрецедентных вызовов, но также и беспрецедентных возможностей», — считают в Белом доме.

Ознакомившись с текстом документа в Москве сочли, что Вашингтон считает угрозой всех, кто составляет ему конкуренцию. По мнению МИД РФ, Соединенным Штатам важно не дать Москве соперничать на равных, при том, что именно Америка довела отношения с Россией до точки замерзания.

Эксперты отмечают, что во внешней политике США столкнулись с невозможностью вернуть себе статус глобального гегемона, а чтобы оправдать деградацию международного влияния, американские элиты развернули наступление на так называемые «державы-ревизионисты» — Китай и Россию — с целью списать свои проблемы на внешних врагов.

С другой стороны, не исключено, что в Вашингтоне рано или поздно услышат голос реалистов, понимающих опасность дальнейшей деградации российско-американских отношений.

Для анализа этих отношений требуется смотреть на их отдельные измерения, отметил в интервью РБК гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По мнению эксперта, одно из самых перспективных направлений для диалога — это контроль над вооружениями. Возможны некоторые компромиссы и по отдельным региональным направлениям — в частности, по Ближнему Востоку.

При этом новая администрация может увеличить расходы на поддержку властей на Украине, в Молдавии и Грузии, а также будет активнее указывать на проблемы России в области соблюдения прав человека, говорит эксперт.

Уже понятно, что в ходе своего президентства Байден попытается воссоздать единство западного фронта. С точки зрения Андрея Кортунова, здесь есть и плюсы, и минусы для России. С одной стороны, Москва может столкнуться с давлением единого Запада в случае каких-то конфликтов или противоречий. С другой, для поддержания единства Байден будет вынужден идти на уступки европейским странам. Яркий пример — «Северный поток-2».

Но в целом мир вернутся, к сожалению, в атмосферу типичную для идеологического противостояния. Но ведь в основе конфликта Москвы и Вашингтона – не соревнование за то, как обустроить общество, а набор объективных, вполне рациональных противоречий, подчеркивает политолог Фёдор Лукьянов. Следовательно, эти противоречия можно было бы разрешить либо смягчить. Но у американцев нет, судя по всему, желания сделать это. Наоборот, они стремятся к упрощению, разделяя окружающих на «своих» и «чужих». Это приводит к неспособности или нежеланию понять, что нужно или можно сделать даже не в общих, а в собственных интересах. По мнению большинства политологов, такая позиция неконструктивна. Политическое доктринерство всегда заканчивается катастрофой.

ПолитАналитика

Источник: news-front.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий